Часть 1
Начало работы и первые деньги для бизнеса
Добрый день, меня зовут Алексей Жуков, вот уже более 15 лет я помогаю руководителям стоматологий превращать клиники в прибыльные бизнес-единицы.
За это время:
- провёл более 500 вебинаров по различным вопросам повышения эффективности стоматологического бизнеса;
- подготовил 15 курсов, в том числе, «Миллионы из зубного налёта», «Идеальная стоматология за 12 недель», «Эффективная оплата труда в стоматологии», «Продающий прайс стоматологии», «Программа лояльности в стоматологии», «Быстрые деньги из прайса», «Пациенты для имплантолога», "Система продаж в стоматологии"Путь пациента«;
- провожу еженедельные занятия программы «Азбука идеального бизнеса в стоматологии»;
- разработал памятки, краткие руководства и мини-курсы, в том числе, «Как разработать продающий прайс стоматологии?», «Семь шагов к идеальной стоматологии», «Точечная оптимизация прайса и оплаты труда врачей — самый быстрый способ увеличить прибыль стоматологии», «Шесть способов загрузить клинику без затрат на рекламу», «Восемь способов законного снижения налогов стоматологии»;
- написал книгу «Цифровой сарафанный маркетинг в стоматологии».
Но, пожалуй, самый эффективный способ увеличения прибыльности стоматологии — это индивидуальная работа по настройке бизнеса и, в первую очередь, системы продаж.
Меня часто спрашивают, как выполняется индивидуальная настройка бизнеса, какие работы предусмотрены, какие результаты и в какие сроки можно получить?
Именно поэтому я решил описать принципы и результаты работы по повышению прибыльности стоматологии на примере одной из клиник.
По понятным причинам, название клиники, имена владельца и менеджеров я изменил, а всё остальное — это точное описание истории по повышению прибыльности стоматологического бизнеса.
Часть 1
Начало работы и первые деньги для бизнеса
Сегодня коротко опишу ситуацию в клинике, с чего началась работа, и какие результаты получили по итогам первого месяца.
«Деньги в деле — и мы при деле»
Знакомьтесь, клиника «Дента». Расположена в одном из городов Московской области с населением чуть более 80 000 жителей.
В клинике 6 рабочих мест (установок), работают уже более 7 лет.
Как часто бывает, это семейный бизнес — жена, муж и дочь.
Генеральный директор Наталья Олеговна, супруг Михаил Александрович, он же главный врач, дочь Екатерина выполняет функции управляющего.
Несмотря на то что стоматология работает уже более 7 лет, загрузка клиники менее 60%.
Бизнес работает практически без прибыли, владельцы не получают дивиденды. Личный доход владельцев — это зарплата, причём весьма скромная в сравнении с зарплатой ведущих врачей.
По образному выражению моего покойного друга, большого специалиста по афоризмам, ситуацию можно описать фразой «деньги в деле — и мы при деле, одна проблема — прибыли нет».
Ситуация особенно обострилась два года назад, когда в целях безопасности было принято решение всю зарплату платить официально.
Ну и совсем грустно стало, когда в силу известных событий подорожали расходные материалы и прекратился поток первичных пациентов из запрещенной в РФ социальной сети.
Как сказала Наталья Олеговна: «Мы постоянно копим деньги — то на зарплату, то на закупку материалов, то на налоги, и периодически, когда появляются незапланированные расходы, возникают кассовые разрывы».
Бессистемные попытки изменить ситуацию не давали ожидаемого результата.
Всё начинается с диагностики, как в стоматологии, так и в бизнесе
Екатерина периодически слушала мои вебинары программы «Азбука идеального бизнеса в стоматологии» и уже поняла, что основные проблемы стоматологий в том, что не выстроена система продаж.
Она убедила директора заказать у меня комплексную диагностику системы продаж, тем более, что услуга оказывается дистанционно по схеме «сделка без риска».
Я никогда не требую от заказчиков много информации о бизнесе, тем более конфиденциальной, поэтому на подготовку материалов для диагностики, как правило, уходит не более 2-3 часов времени. Подготовкой материалов занималась Екатерина, она работает дистанционно, так как воспитывает двух маленьких детей, поэтому только через день после заключения договора я получил информацию, необходимую для диагностики системы продаж.
Хотите знать, где «дыры» в системе продаж вашей стоматологии, через которые утекают миллионы рублей? Закажите диагностику системы продаж стоматологии здесь.
Стратегическая сессия.
Проясняем бизнес-модель и разрабатываем план
По результатам диагностики я подготовил письменное заключение и провёл предварительный расчёт резервов увеличения прибыли.
Результаты обсуждали с Натальей Олеговной и Екатериной в скайпе.
В течение одного часа:
- я показал основные дыры в системе продаж клиники, через которые «утекают миллионы рублей прибыли»;
- мы прояснили видение — какой бизнес хотят построить собственники;
- обсудили возможные модели построения бизнеса, оценили имеющиеся ресурсы, риски, ситуацию на рынке и выбрали приоритетную бизнес-модель;
Бизнес-модель — это основной способ получения прибыли.
Решили, что основную прибыль клиника будет получать не от лечения пациентов со сложными случаями, привлекаемых рекламой, а от регулярных визитов постоянных пациентов и пациентов по рекомендациям. Именно такая бизнес-модель позволит в сложившихся условиях построить стабильно прибыльный бизнес, не нуждающийся в рекламе и не зависящий от «звёздных» врачей. Таким бизнесом просто управлять, его легко клонировать, у него высокая рыночная стоимость и ликвидность.
- разработали пошаговый план работ по повышению прибыльности бизнеса.
Этапный метод настройки бизнеса
Как правило, клиникам, с которыми начинаю работать, постоянно не хватает средств, а услуги по настройке бизнеса стоят недешёво, поэтому используем этапный метод повышения прибыльности бизнеса.
Суть этапного метода в том, что начинаем изменения с простого проекта, реализация которого позволит в течение одного месяца получить деньги, необходимые для оплаты дальнейших работ по повышению прибыльности бизнеса.
Работы следующего месяца финансируются за счёт дополнительных средств, полученных в предыдущем месяце, и т.д.
Как правило, каждый месяц мы решаем задачу, обеспечивающую либо увеличение денежного потока, либо уменьшение затрат. Такой подход позволяет через 2-3 месяца решать не только неотложные задачи, но и заниматься долгосрочными проектами, например, оптимизацией закупки расходных материалов.
Точечная оптимизация прайса и оплаты труда врачей
Первые результаты
Первое, что сделали, — это провели точечную оптимизацию прайса с одновременной корректировкой системы оплаты труда врачей.
Мы ввели в прайс две новые позиции и изменили название ещё одной позиции.
Суть изменений прайса в том, чтобы практически при каждом визите пациент дополнительно заплатил небольшую сумму.
Подавляющее большинство пациентов не обращает никакого внимания на эту дополнительную позицию в счёте, а для тех, кто спрашивает, был подготовлен убедительный ответ.
Помимо изменений в прайсе, мы убедили врачей, что платежи, поступившие от использования этих позиций прайса, не учитываются при начислении заработной платы.
Не всегда переговоры с врачами проходят гладко, но в этой клинике все врачи на удивление легко согласились с предложенными изменениями в технологии расчёта заработной платы. Обычно так происходит, когда руководители имеют достаточно высокий авторитет и точно используют апробированную в других клиниках технологию проведения переговоров.
Результаты октября
Полученная выручка от новых позиций прайса — 96 700 руб.
Могли получить 214 550 руб.
То есть пока только менее чем в 50% случаев используются новые позиции прайса.
Вообще-то результат ниже среднего, обычно уже в первый месяц в 60-70 % случаев пациентам включают в счёт новые позиции.
В чём причина и какие приняли решения, расскажу в следующей статье.